Концепция развития математического образования в МДОУ «Детский сад № 112»
Нормативная база
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Приказ Минобрнауки РФ от 03.04.2014г № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. №2506-р»
- Приказ Департамента образования мэрии города Ярославля от 04.03.2015г № 01-05/158 « О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в муниципальной системе образования города Ярославля»
- Приказ МДОУ «Детский сад № 112» от 01.09.2017 г. № 01-12/134 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в МДОУ «Детский сад № 112» на 2017-2018 г.»
Цель: создание организационно-методических условий для реализации Концепции развития математического образования в дошкольном учреждении.
Задачи:
- обеспечить условия в организации образовательного процесса с детьми, с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей; поддержка одаренных детей:
- повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использование современных образовательных технологий;
- обеспечить условия математического просвещения и популяризации математических наук среди родителей.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- изучение и внедрение, новых методик и технологий по математическому развитию дошкольников;
- создание организационно-методических условий для поддержки детей, имеющих способности в логико-математическом направлении
- организация на уровне учреждения практико-ориентированных форм повышения компетентности педагогов в организации работы по математическому развитию;
- создание эффективной, практико-ориентированной информационной среды для родительской общественности, направленной на понимание сущности и важности концепции развития математического образования в дошкольном возрасте.
Анализ условий для успешной реализации Концепции развития математического образования.
В целях реализации Концепции развития математического образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р (далее – Концепция), в МДОУ «Детский сад № 112» (далее – детский сад) разработан план и проведен ряд мероприятий, направленных на повышение качества работы педагогов в области математического развития детей посредством использования современных развивающих технологий, на создание материально-технических, психолого-педагогических и информационных условий математического развития.
В 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах педагоги детского сада ежемесячно посещали методическое объединение воспитателей Заволжского района по математическому развитию детей. В декабре 2015 года педагогами детского сада была представлен опыт работы «Основы обучения дошкольников игре в шашки». В апреле 2016 года на базе МДОУ «Детский сад № 112» было организовано методическое объединение на тему: «Особенности развития представлений дошкольников о величине».
За период с 2013 года более 50% педагогов ДОУ прошли обучение на курсах по применению современных педагогических технологий для работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В 2017-2018 уч. г. планируется обучить 6 педагогов на курсах по играм Воскобовича.
Организация образовательного процесса.
Формирование математических представлений в детском саду осуществляется в соответствии с Образовательной программой ДОУ, учебным планом и календарно – тематическим планированием. ФЭМП входит в состав образовательной области «Познавательное развитие».
Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы:
- непосредственно образовательная деятельность (занятие, проект и т.д.);
- самостоятельная деятельность детей в РППС групп;
- математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности и режимные моменты;
- индивидуальная работа с детьми, как испытывающих затруднения в усвоении материала, так и имеющих высокие результаты в области математического развития;
- участие в конкурсах, турнирах, викторинах с логико-математическим содержанием.
Два раза в год в рамках педагогической диагностики по «ФЭМП» педагогами проводится оценка освоения о/о «Познавательное развитие», в т.ч. и ФЭМП.
В основном процесс математического развития дошкольников строится на главном принципе ФГОС – индивидуализации обучения (индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения или проявляющие способности в математическом развитии).
Для реализации задачи направленной на поддержку способных воспитанников в нашем детском саду второй год в рамках сетевого взаимодействия проводятся «Умные каникулы», а в период подготовки к ним внутри ДОУ организуются шашечные турниры и викторины. ДОУ имеет опыт работы по организации тематической «Недели математики».
Ежегодно в рамках работы летнего детского сада воспитанники проходят обучение основам игры в шашки, участвуют в шашечных турнирах.
На 2017-2018 планируем провести с детьми старшего дошкольного возраста в период «Умных каникул» математические игры: викторины, шашечные и шахматные турниры.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
В каждой группе детского сада оборудованы математические уголки (центры), содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.
В группах математические центры за последние два года пополнились:
- развивающими играми: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Волшебный квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.
- игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо»
- интеллектуальными играми «Шашки».
В каждой группе созданы картотеки физкультминуток математического содержания, ребусов и головоломок, художественного слова о цифрах, числах, сенсорных эталонах.
В педагогическом кабинете имеется:
- консультативный материал по различным направлениям математического развития;
- опыт педагогов ДОУ по данной теме;
- методическая литература по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;
- картотека статей из периодических изданий по данной теме;
- демонстрационный и раздаточный материал, в том числе материал С. Вохринцевой, геометрические конструкторы В. Воскобовича, коврографы «Ларчик», «Мини – ларчик», математические весы.
В 2017-2018 уч. г. РППС групп планируем пополнить шахматами (старший дошкольный возраст); логическими играми и магнитными конструкторами.
Взаимодействие с родителями
Формы работы с родителями в этом направлении:
- стендовые консультации о математических возможностях ребенка на каждом возрастном этапе, консультации с узкой предметной направленностью, приемах и способах формирования различных математических представлений;
- родительские собрания в начале и конце учебного года, где родителям представляется информация о задачах на учебный год и итогах учебного года;
- активные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности: семинары, практикумы, дни открытых дверей, мастер-классы, математические игры и марафоны, информационная поддержка на сайте ДОУ и страницах газеты детского сада.