Страница обновлена 04.09.2017

Концепция развития математического образования в МДОУ «Детский сад № 112»

Нормативная база

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 03.04.2014г № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. №2506-р»
  4. Приказ Департамента образования мэрии города Ярославля от 04.03.2015г № 01-05/158 « О реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в муниципальной системе образования города Ярославля»
  5. Приказ МДОУ «Детский сад № 112» от 01.09.2017 г. № 01-12/134 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в МДОУ «Детский сад № 112» на 2017-2018 г.»

Цель: создание организационно-методических условий для реализации Концепции развития математического образования в дошкольном учреждении.

Задачи:

  • обеспечить условия в организации образовательного процесса с детьми, с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей; поддержка одаренных детей:
  • повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использование современных образовательных технологий;
  • обеспечить условия математического просвещения и популяризации математических наук среди родителей.

Ожидаемые результаты реализации Концепции:

  • изучение и внедрение, новых методик и технологий по математическому развитию дошкольников;
  • создание организационно-методических условий для поддержки детей, имеющих способности в логико-математическом направлении
  • организация на уровне учреждения практико-ориентированных форм повышения компетентности педагогов в организации работы по математическому развитию;
  • создание эффективной, практико-ориентированной информационной среды для родительской общественности, направленной на понимание сущности и важности концепции развития математического образования в дошкольном возрасте.

Анализ условий для успешной реализации Концепции развития математического образования.

В целях реализации Концепции развития математического образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р (далее – Концепция), в МДОУ «Детский сад № 112» (далее – детский сад) разработан план и проведен ряд мероприятий, направленных на повышение качества работы педагогов в области математического развития детей посредством использования современных развивающих технологий, на создание материально-технических, психолого-педагогических и информационных условий математического развития.

В 2014-2015 и 2015-2016 учебных годах педагоги детского сада ежемесячно посещали методическое объединение воспитателей Заволжского района по математическому развитию детей. В декабре 2015 года педагогами детского сада была представлен опыт работы «Основы обучения дошкольников игре в шашки». В апреле 2016 года на базе МДОУ «Детский сад № 112» было организовано методическое объединение на тему: «Особенности развития представлений дошкольников о величине».

За период с 2013 года более 50% педагогов ДОУ прошли обучение на курсах по применению современных педагогических технологий для работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования. В 2017-2018 уч. г. планируется обучить 6 педагогов на курсах по играм Воскобовича.

Организация образовательного процесса.

            Формирование         математических        представлений          в          детском саду осуществляется            в соответствии с Образовательной программой ДОУ, учебным планом и календарно – тематическим планированием. ФЭМП входит в состав образовательной области «Познавательное развитие».

Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы:

  • непосредственно образовательная деятельность (занятие, проект и т.д.);
  • самостоятельная деятельность детей в РППС групп;
  • математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности и режимные моменты;
  • индивидуальная работа с детьми, как испытывающих затруднения в усвоении материала, так и имеющих высокие результаты в области математического развития;
  • участие в конкурсах, турнирах, викторинах с логико-математическим содержанием.

Два раза в год в рамках педагогической диагностики по «ФЭМП» педагогами проводится оценка освоения о/о «Познавательное развитие», в т.ч. и ФЭМП.

В основном процесс математического развития дошкольников строится на главном принципе ФГОС – индивидуализации обучения (индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения или проявляющие способности в математическом развитии).

Для реализации задачи направленной на поддержку способных воспитанников в нашем детском саду второй год в рамках сетевого взаимодействия проводятся «Умные каникулы», а в период подготовки к ним внутри ДОУ организуются шашечные турниры и викторины. ДОУ имеет опыт работы по организации тематической «Недели математики».

Ежегодно в рамках работы летнего детского сада воспитанники проходят обучение основам игры в шашки, участвуют в шашечных турнирах.

            На 2017-2018 планируем провести с детьми старшего дошкольного возраста в период «Умных каникул» математические игры: викторины, шашечные и шахматные турниры.

 

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В каждой группе детского сада оборудованы математические уголки          (центры), содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к логико-математическим играм.

            В группах математические центры за последние два года пополнились:

-           развивающими играми: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Волшебный квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.

-           игры-головоломки: «Танграм»,  «Колумбово яйцо»

-           интеллектуальными играми «Шашки».

            В         каждой группе созданы картотеки физкультминуток математического содержания, ребусов и            головоломок, художественного слова о цифрах, числах, сенсорных эталонах.

            В         педагогическом кабинете имеется:

-           консультативный материал по различным направлениям математического развития;

-           опыт педагогов ДОУ  по данной теме;

-           методическая литература по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

-           картотека статей из периодических изданий по данной теме;

-           демонстрационный и раздаточный материал, в том числе материал С. Вохринцевой, геометрические конструкторы В. Воскобовича, коврографы «Ларчик», «Мини – ларчик», математические весы.

            В         2017-2018 уч. г. РППС групп планируем пополнить шахматами (старший дошкольный возраст); логическими играми и магнитными конструкторами.

Взаимодействие с родителями

Формы работы с родителями в этом направлении:

  • стендовые консультации о математических возможностях ребенка на каждом возрастном этапе, консультации с узкой предметной направленностью, приемах и способах формирования различных математических представлений;
  • родительские собрания в начале и конце учебного года, где родителям представляется информация о задачах на учебный год и итогах учебного года;
  • активные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности: семинары, практикумы, дни открытых дверей, мастер-классы, математические игры и марафоны, информационная поддержка на сайте ДОУ и страницах газеты детского сада.